Этот англоязычный вариант глоссария вселенной BattleTech сделан для облегчения перевода с английского языка на русский. Ниже в алфавитном порядке приводится список используемых терминов, сокращений и их заглавных букв для упрощения навигации по глоссарию. В скобках дан перевод, а после запятой - сокращение.
A-------------------------------------------------------------------------
Abtakha (Абтакха)
Абтакха - это захваченный воин, принятый в его новый клан в качестве воина.
Aff (Афф) / Neg (нег)
Клановские выражения, использующиеся для ответа на риторический вопрос. Если был задан утвердительный вопрос "квиафф", то используется ответ "афф". Если был задан отрицательный вопрос "квинег", то используется ответ "нег".
AFFC (ВСФС)
Вооружённые Силы Федеративного Содружества.
AFFS (ВССФ)
Вооружённые Силы Солнечной Федерации.
Anti-Missile System (Противоракетная система), AMS (ПРС)
ПРС - это небольшой скорострельный оборонительный пулемёт, разработанный, чтобы отслеживать и сбивать прилетающие ракеты. ПРС тратит много боезапаса. Клановская в 2 раза эффективнее сфероидной. Существует лазерная ПРС, сбивающая ракеты с помощью небольшого импульсного лазера. Во время тяжёлого боя она может сильно перегреть мех.
Anti-Personnel Pod (Противопехотный модуль), AP Pod (ППМ)
ППМ размещается на нижних конечностях меха и выстреливает в пехоту вокруг ног облако шрапнели. Неэффективен против бронепехоты.
Armor (Броня / бронетехника)
Броня применяется для защиты различной военной техники от огня противника. Различается по материалам изготовления, свойствам и применению. Стандартная броня для мехов и наземных машин основана на железных сплавах, а для аэрокосмической - на алюминиевых. В броне используются вышеупомянутые компоненты с нитридом бора в металлическом слое, пропитанном алмазной мононитью.
Для мехов и наземных машин применяют металло-керамическую броню, облегчённую, но объёмную железо-волоконную броню, а также её лёгкий и тяжёлый варианты, реактивную броню (blazer) для защиты от баллистического оружия и ракет, отражающую броню (glaze, reflex) для защиты от лазеров. Усиленная броня для лучшей защиты внутренних компонентов может быть использована только на мехах. Для аэрокосмолётов и звездолётов применяют дюралоевую, железо-алюминиевую, железо-карбидную и ламеллор железо-карбидную броню.
Бронетехника - распространённое название наземных машин (колёсных и гусеничных танков, АНВП).
Artillery (Артиллерия)
Артиллерия используется очень давно, с докосмической эры. Она бывает стационарной, мобильной и самоходной. Артиллерийские установки подразделяются по дальности стрельбы и наносимому урону: Горн, Снайпер, Длинный Том и Стрела IV (не очень дальнобойная, но мощная, также может стрелять самонаводящимися ракетами). С помощью корректировщиков можно наносить артудары по противнику, находящемуся в нескольких километрах от батарей. В ближнем бою артиллерия не очень эффективна, поэтому нуждается в сильной охране. Кланы практически не используют артиллерию, так как считают это бесчестным.
Autocannon (Автопушка), AC (АП)
Скорострельное, самозаряжающееся оружие, стреляющее высокоскоростными очередями взрывчатых, бронебойных снарядов. Лёгкой считается автопушка с калибром от 30 до 90 мм. Тяжёлая автопушка может иметь калибр от 80 до 120 мм и даже выше. Автопушки бывают 4-х классов: АП/2, АП/5, АП/10 и АП/20. Также они имеют улучшенные версии: лёгкие баллистические (ЛБ-X), ультра, лёгкие, безгильзовые, гипер-скоростные (ГС) и роторные штурмовые орудия (РШО). На боевых звездолётах устанавливаются флотские варианты АП.
Помимо стандартных, АП используют ряд специальных боеприпасов: бронебойные для повреждения внутренних компонентов цели, бризантные для уничтожения большого количества брони, кластерные для ЛБ-Х АП, шрапнель против пехоты, лёгкие, но взрывоопасные безгильзовые и трассирующие для ночного боя.
B-------------------------------------------------------------------------
Batchall (Вызов)
Ритуал, посредством которого воины Кланов проводят боевые вызовы. Хотя форма вызова и варьируется, обычно вызывающий называет себя, указывает цель спора и требует защищающегося назвать свои силы и диспозицию. Защищающийся имеет право выбрать место проведения испытания. Затем обе стороны торгуются за силы, которые будут участвовать в состязании. Командир, берущийся выиграть бой с наименьшим количеством сил, получает право и обязанность атаковать. Защищающийся может повысить ставки, назначив эквивалентную или меньшую цену, если он выиграет испытание.
Battle Armor (Бронекостюм / бронепехота)
Бронекостюмы значительно увеличивают подвижность, защиту и огневую мощь пехоты. Первые бронекостюмы разработали ещё во времена Звёздной Лиги. Серый Легион Смерти нашёл несколько Марк XXI Ночных Ястребов в кэше Звёздной Лиги на планете Карбала в 3057 году. Первые клановские боевые бронекостюмы были разработаны Кланом Волка в 2868 году на основе промышленных экзоскелетов Звёздной Лиги и Клана Гигантского Скорпиона. С тех пор они широко применяются бронепехотой Кланов (элементалами) и вооружены установкой РБД-2 с двумя боекомплектами, противопехотным пулемётом и одним противомеховым оружием - пулемётом, огнемётом или малым лазером. К настоящему времени бронепехота всех Великих Домов, КомСтара и Слова Блэйка использует свои оригинальные разработки бронекостюмов, помимо стандартных ВС. Список всех бронекостюмов вселенной BattleTech можно посмотреть здесь.
BattleMaster (БатлМастер)
Термин, возникший среди московских членов Русской Лиги BattleTech и обозначающий судью игры или одного из ведущих проекта. Также название весьма популярного сфероидного меха.
BattleMech (Боевой робот), 'Mech (механизм, мех)
Мехи - это наиболее мощные из когда-либо созданных наземных боевых машин - доминируют на полях сражений XXXI века. Эти огромные гуманоидные машины высотой около 12-ти метров весят до 100 тонн. Они более быстрые, маневренные, лучше бронированные и вооружённые, чем любые другие боевые единицы. Вооружённые пушками-проекторами частиц, лазерами, скорострельными автопушками и ракетами, эти бегемоты несут достаточно огневой мощи, чтобы сравнять с землёй всё, кроме другого меха. Небольшой термоядерный реактор предоставляет меху практически неисчерпаемые энергетические ресурсы.
В силу своих конструктивных особенностей мех легко может быть адаптирован для ведения боевых действий в любых климатических условиях, начиная от выжженных солнцем пустынь и заканчивая приполярной тундрой. Армии XXXI века включают два класса мехов: используемые, прежде всего Внутренней Сферой, представленные разновидностями и улучшениями оригинальной технологии мехов, и модульные "омнимехи" (OmniMechs), давшие Кланам их начальное преимущество. Мехи и омнимехи подразделяются на лёгкие (20-35 тонн), средние (40-55 тонн), тяжёлые (60-75 тонн) и штурмовые (80-100 тонн). Список всех мехов вселенной BattleTech можно посмотреть здесь.
Bills (Банкноты) / Money (деньги)
В различных местах вселенной используются различные денежные знаки. Во владениях Кланов для расчётов применяются керенки, а во Внутренней Сфере наибольшее распространение получили Ц-банкноты (C-bills) КомСтара. Керенки относятся к Ц-банкнотам примерно как 5:1. Великие Дома, помимо этого, используют и свои собственные денежные знаки:
Дом Давиона D-bills (Д-банкноты)
Дом Куриты K-bills (К-банкноты)
Дом Ляо L-bills (Л-банкноты)
Дом Марика M-bills (М-банкноты )
Дом Штейнера S-bills (С-банкноты)
Bloodheritage (Наследие Крови)
Это история воинов, носящих одно и то же Имя Крови.
Blooding (Кровопускание)
Кровопускание - это другое название испытания положения, призванного определить, станет ли кадет воином клана. Кандидат должен сначала продемонстрировать физическую доблесть в персональном бою, победив хотя бы одного из трёх противников. В случае двух или трёх побед кандидат немедленно квалифицируется как офицер его клана. Если он не сможет победить хотя бы одного противника, то будет переведён в более низшую касту. Если кандидат выдержал испытание, то имеет место ряд церемоний. Он должен быть ритуально защищён несколькими воинами клана, когда вызывается другими представителями клана или даже встретиться с этими представителями в смертельном бою.
Bloodname (Имя Крови)
Имена Крови обозначают фамилии тех 800 воинов, которые участвовали вместе с Николаем Керенским в Исходе во время гражданской войны. Эти 800 воинов основали Кланы и приняли участие в разработке программы направленного генетического отбора. С момента установления системы Кланов, право носить одну из этих фамилий стало заветной мечтой каждого клановского воина. Только воины, носящие Имена Крови, могут заседать на Совете Клана или быть избранными ханом или ильХаном.
Большинство Имён Крови постепенно стали использоваться одним или двумя фенотипами воинов, но некоторые престижные имена, такие как Керенский, показали их генетическую ценность, производя отличных воинов всех трёх фенотипов (мехвариоры, пилоты аэрокосмолётов и элементалы). Имена Крови передаются по материнской линии после первого поколения. Поскольку воин может быть наследником только своего женского родителя, то он может притязать только на одно Имя Крови.
Bloodname House (Дом Крови)
Воины, носящие или имеющие право носить определённое Имя Крови, образуют Дом Крови. Дом заменяет воинам семью и имеет значительное политическое влияние в Кланах. В некоторых Кланах, особенно Киндраа Огненного Мандрилла и Монастыри Облачной Кобры, группы Домов Крови объединяются, чтобы сформировать большие, более могущественные ассоциации. После первого поколения Имена Крови определяются по материнской линии, поэтому воин может притязать на членство только в одном Доме Крови.
Bloodright (Право Крови)
Определённое происхождение Имён Крови называется Правом Крови. С каждым Именем Крови связано 20 Прав Крови. Право Крови - это не то, как мы определяем термин "происхождение", потому что воины, унаследовавшие Право Крови могут быть родственны только по их общему предку. Как и Имена Крови, некоторые Права Крови стали более престижными, чем другие, что сильно определялось историей Прав Крови.
Bondcord (Узы)
Витой браслет, носимый связанными, известен как узы. Связанные касты воинов носят узы из трёх шнуров на их правом запястье, с цветами и раскраской, обозначающий клан и подразделение, захватившие воина. Шнуры представляют единство, точность и мастерство. Хозяин уз может отрезать каждый шнур, когда почувствует, что связанный демонстрирует специфическое качество. Согласно традициям, когда последний шнур срезан, связанный считается свободным членом его нового клана и принимается в касту воинов. Каждый клан следует этой традиции в разной степени: например, Клан Волка принимает почти всех достойных личностей независимо от их прошлого, в то время как Клан Дымчатого Ягуара обычно принимает только вернорожденных воинов.
Bondholder (Хозяин уз)
Хозяин уз - это индивидуум, традиционно член касты воинов, ответственной за захват связанного, принадлежащего ему. Клан считает хозяина уз ответственным за действия, образование и наказание связанного.
Bondsman (Связанный)
Захваченного воина называют связанный и рассматривают как члена касты рабочих, пока захвативший его клан не освободит его или вновь не восстановит в статусе воина. Связанный удерживается честью, а не оковами. Обычай требует, чтобы даже захваченный в бою воин с Именем Крови, в течение некоторого времени был связанным. Все связанные носят витой браслет - узы. Цвет уз обозначает клан, который захватил связанного, а полоски на них обозначают подразделение, которое захватило его в плен.
Bonsref (Бонсреф)
Обычай клана, позволяющий хозяину уз связанного убить его в бою "один на один". Традиция требует, чтобы связанный не боролся, а принял смерть от рук его хозяина уз.
Brian Cashe (Кэш Брайена)
Клановский склад оборудования, созданный Керенским обычно во время процесса демобилизации после прибытия в Пентагон. Название происходит от крепости Звёздной Лиги - Замок Брайена.
C-------------------------------------------------------------------------
Canister (Канистра)
Клановское сленговое слово для обозначения евгенической программы касты воинов. Также может использоваться специально для обозначения искусственной матки.
Canister Born (Пробирочник)
Клановский сленг для элементов искусственного размножения евгенической программы или вернорожденных воинов, как результата этого процесса.
Capellan Confederation (Конфедерация Капеллы), CC (КК)
Государство Внутренней Сферы, с 2366 года управляемое Домом Ляо.
Caste (Каста)
Общество Кланов жёстко делится на 5 каст (в порядке убывания влияния): воины, учёные, торговцы, техники и рабочие. Кроме того, существует шестая каста - бандиты, официально не признаваемая обществом Кланов. В каждой касте много подкаст, основанных на специальных навыках. Каста воинов в значительной степени является продуктом программы искусственного размножения, причём новые члены касты создаются искусственно на основе генетического материала ныне живущих или погибших воинов, особенно прославивших своё имя. Кандидаты, провалившиеся на испытании положения, переводятся в касты учёных и техников, создавая в этих кастах существенную концентрацию вернорожденных членов.
Большинство гражданских каст образовано в результате научно спланированных браков в пределах каждой касты. Дети всех каст подвергаются интенсивному исследованию в течение их обучения для определения касты, для которой они лучше подготовлены, хотя большинство остаются в той же касте, что и их родители. Этот процесс позволяет детям, рождённым членами гражданских каст начать обучение на воинов, хотя они принадлежат к менее престижному разряду вольнорожденных.
Cavalry (Кавалерия)
Кавалерия - распространённое название наземных машин (лёгких танков и АНВП) и АВВП. Кланы, кроме Адских Лошадей, используют их очень редко.
CCAF (ВСКК)
Вооружённые Силы Конфедерации Капеллы.
Chalcas (Чалкас)
Всех (или всё), оспаривающих кастовую систему Кланов, называют чалкас.
Circle of Equals (Круг Равных)
Область, в которой проводится испытание, известна как Круг Равных. В размерах он варьируется от нескольких дюжин футов для персонального боя до десятков миль для крупномасштабных испытаний. Хотя традиционно это круг, но его форма может быть любой.
Clans (Кланы)
Во время падения Звёздной Лиги генерал Александр Керенский, командир регулярной армии Звёздной Лиги, увёл почти 80% СОЗЛ из Внутренней Сферы, что стало известно как первый Исход. После остановки за Периферией, в 1300 световых годах от Терры, Керенский и его последователи колонизировали кластер необитаемых звёздных систем (Миры Пентагона) возле большого сферического кластера (Калибан Небула или Плащ Керенского), скрывшего их от Внутренней Сферы. Через 15 лет среди изгнанников разразилась гражданская война, угрожавшая уничтожить всё, что они создали тяжёлым трудом.
Во время второго Исхода Николай Керенский, сын Александра, спасаясь от новой войны увёл своих последователей в один из миров возле сферического кластера. Там, на Стране Мечты, Керенский впервые создал и организовал то, что стало известно как система Кланов, чтобы разорвать фракции среди участников Исхода и предотвратить гражданскую войну в войсках, принявших участие в Исходе. Вот названия 20 оригинальных Кланов, созданных Николаем:
Clan Blood Spirit (Клан Дух Крови),
Clan Burroc (Клан Буррока),
Clan Cloud Cobra (Клан Облачной Кобры),
Clan Coyote (Клан Койота),
Clan Fire Mandrill (Клан Огненного Мандрила),
Clan Ghost Bear (Клан Призрачного Медведя),
Clan Goliath Scorpion (Клан Гигинтского Скорпиона),
Clan Hell's Horses (Клан Адских Лошадей),
Clan Ice Hellion (Клан Ледяного Хеллиона),
Clan Jade Falcon (Клан Нефритового Сокола),
Clan Mongoose (Клан Мангуста),
Clan Nova Cat (Клан Кота Новы),
Clan Sea Fox (Клан Морской Лисы),
Clan Smoke Jaguar (Клан Дымчатого Ягуара),
Clan Snow Raven (Клан Снежного Ворона),
Clan Star Adder (Клан Звёздного Ужа),
Clan Steel Viper (Клан Стальной Гадюки),
Clan Widowmaker (Клан Чёрной Вдовы),
Clan Wolf (Клан Волка),
Clan Wolverine (Клан Росомахи).
Cloister (Монастырь)
Военно-политическая фракция Клана Облачной Кобры, организованная на основе религиозных верований.
Cockpit Electronics (Электроника кабины)
Помимо стандартного оборудования кабины и нейрошлема существует несколько улучшенных электронных устройств. Командная консоль позволяет сидеть в кабине второму пилоту. Малая кабина оставляет больше места для оружия, хотя и опасна. Должным образом размещённая в торсе кабина может быть очень живуча. Компьютеры К3 позволяют всем членам копья или роты координировать свои действия во время боя. Модуль пилотирования виртуальной реальности (МПВР) - это улучшенная кабина, предназначенная для того, чтобы предоставить пилоту больше контроля. Нейро-интерфейс расширенного изображения (РИ) - это сеть датчиков, вживлённых по всему телу, позволяющая пилоту лучше управлять мехом, не используя нейрошлем. ПНИ - это опасный прямой нейро-интерфейс, самый лучший для управления мехом.
Codex (Кодекс)
Кодекс - это личная запись каждого воина. Он включает имена всех воинов с Именем Крови, потомком которых является воин. Также в нём записана дополнительная информация, такая как номер поколения воина, Дом Крови и идентификатор кодекса, цифробуквенный код, характеризующий индивидуальные отличия ДНК воина. Кодекс также содержит запись военной карьеры воина.
Com Guard (Ком Гвардия)
Войска КомСтара, изначально созданные для охраны ГИС. Победили Кланы на Тукайиде в 3052 году, результатом чего стало обязательство Кланов не нападать на государства Внутренней Сферы в течении 15 лет.
ComStar (КомСтар)
Межзвёздная сеть связи КомСтар был детищем Джерома Блэйка, министра связи во время последних лет Звёздной Лиги. После падения Лиги Блэйк захватил Терру и преобразовал остатки сети связи в частную организацию, продающую свои услуги пяти Наследным Лордам. С тех пор КомСтар стал могучей тайной организацией, тяготеющей к мистике и ритуалам. Приобщившиеся к псевдорелигии Ордена КомСтар посвящают себя пожизненному служению. В 3052 году произошёл Раскол КомСтара, в результате чего появилось Слово Блэйка.
Contract (Контракт)
Контракт - это соглашение между командирами двух подразделений, позволяющее одному командиру включать части другого в свою заявку за право участвовать в битве или испытании. Во время вторжения во Внутреннюю Сферу командиры кластеров в галактике часто заключали контракты, чтобы сделать лучшие и зачастую более экстравагантные заявки, всё ещё сохраняя хорошее сочетание подразделений мехов, элементалов и истребителей.
Coregn (Корегн)
Персональный помощник звёздного полковника или командира гарнизона.
Cutdown (Обрез)
Минимальная сила, необходимая для победы в любом испытании, за которую проводятся торги. Умными считаются те торгующиеся, которые могут вынудить их противников сделать предложение меньше обреза. Командиры, победившие силами меньше обреза, удостаиваются большой чести.
D-------------------------------------------------------------------------
DCMS (ОССД)
Объединённые Солдаты Синдиката Драконов.
Desgra (Дезгра)
Сражавшееся и опозорившее себя подразделение известно как дезгра. Это же название относится и к ритуалу, в ходе которого подразделение признаётся виновным и наказывается. Любое подразделение, неподчинившееся приказу, запаниковавшее перед лицом врага или предпринявшее бесчестные действия становится опозоренным. Воинам подразделения дают выбор: немедленная казнь или дезгра: "позорное изгнание". Перед вторжением дезгра воины, хотевшие жить, посылались на один из не очень пригодных для обитания миров и оставлялись там одни, чтобы выжить или умереть.
После пяти лет, оставшимся в живых позволяли вернуться, но без любой гарантии принятия обратно в общество. Со времени Тукайида, некоторые дезгра подразделения нанялись наёмниками. Маловероятно, что любой клан примет дезгра подразделение после того, как оно прослужило 5 лет как наёмное подразделение, потому что клановские воины рассматривают наёмников ниже даже самой низкой касты. По закону клана дезгра подразделения должны удалить все обозначения клана с их оружия и униформы и носить то, что историки немедленно признали бы как гребень ненавистной семьи Амарисов.
DEST (ЭУКД)
Элитная Ударная Команда Драконов - спецотряд пехоты Дома Куриты.
DMI (ДВР)
Департамент Военной Разведки (Дом Давиона).
Draconis Combine (Синдикат Драконов), DC (СД)
Государство Внутренней Сферы, с 2319 года управляемое Домом Куриты.
DropShip (Шаттл, дропшип)
Прыгуны обычно избегают входить в пространство планетных систем и выпрыгивают из гиперпространства на значительном отдалении от планет, являющихся целью их путешествия. Для челночных полётов внутри планетных систем используются шаттлы. Во время гиперпрыжков шаттлы пристыкованы к прыгуну.
Способные перемещаться лишь в Евклидовом пространстве, ограниченные в скорости, шаттлы, с другой стороны, отличаются очень высокой маневренностью и мощным вооружением в сочетании с высокими аэродинамическими показателями, что даёт им возможность совершать посадки на поверхность планет. Шаттлы могут перевозить пассажиров, грузы, мехи и аэрокосмические истребители. Перелёт от точки выхода прыгуна из гиперпространства до планеты обычно занимает несколько дней или недель, в зависимости от массы и светимости основной звезды планетной системы. Список всех шаттлов вселенной BattleTech можно посмотреть здесь.
E-------------------------------------------------------------------------
ecKhan (экХан)
Лидера монастыря Клана Облачной Кобры называют экХан.
Electronic Warfare (Радиоэлектронная война), EW (РЭВ)
Существует два типа РЭВ: обнаружение и подавление. Имеются следующие устройства обнаружения: активный зонд "Ищейка" является хорошим средством для разыскивания скрытых противников, а "Кровавая Гончая" - почти вдвое лучше. Устройства радиоэлектронного противодействия (РЭП) "Страж" и более продвинутый "Ангел" являются первичными инструментальными средствами подавления. Для подавления РЭП созданы устройства радиоэлектронного противо-противодействия (РЭПП). Система "Сторожевой Пёс" объединяет лучшее из зондов и устройств РЭП. Система нуль-сигнатуры - продвинутое электронное устройство, маскирующее все излучения меха. Щит поляризации света укрывает мех снаружи и изгибает свет, что затрудняет возможность увидеть мех.
Elemental (Элементал)
Элементалы - элитная бронепехота Кланов. Эти мужчины и женщины отличаются гигантским ростом (2-3 метра), они выведены специально, чтобы носить разработанные Кланами бронекостюмы.
Engine (Двигатель)
Двигатели бывают термоядерные и внутреннего сгорания. Войны за Наследство уменьшили количество техники с термоядерными двигателями, но вновь открытая технология увеличила его. Компактные двигатели весьма тяжелы, хотя и занимают мало места. Экстралёгкие двигатели (ЭЛД) в 2 раза легче и больше стандартных. Новая разработка - сверхлёгкий двигатель (СЛД), весящий 1/3 массы стандартного, но очень большой. Лиранские учёные создали лёгкий двигатель, который немного легче и больше стандартного.
Имеются дополнительные устройства для увеличения скорости. Суперзарядники увеличивают мощность двигателя, а схема усиления миомерных сигналов (СУМС) позволяет добиваться значительных, хотя и не очень долгих ускорений. Прыжковые двигатели, улучшенные прыжковые двигатели, прыжковые ускорители и прыжковые наборы помогают увеличить манёвренность.
Estimated Time Arrival (Ожидаемое время прибытия), ETA (ОВП)
Военный термин, означающий момент времени, в который произойдёт ожидаемое событие. Например, огневой контакт с противником или гиперпрыжок.
F-------------------------------------------------------------------------
Federated Commonwealth (Федеративное Содружество), FC (ФС)
Образовалось в 3022 году путём слияния Содружества Лиры и Солнечной Федерации после подписания документа об альянсе Хэнсом Давионом и Катриной Штейнер. Это самое большое государство Внутренней Сферы управляется Домом Штейнера-Давиона. В 3057 году от него отделился Альянс Лиры.
Federated Suns (Солнечная Федерация), FS (СФ)
Государство Внутренней Сферы, с 2317 по 3028 годы управляемое Домом Давиона.
Fighter (Истребитель)
Истребители являются основой флотов Внутренней Сферы и Кланов. Они наиболее эффективны в бою и не очень дороги в производстве. Истребители бывают трёх типов: обычные самолёты, аэрокосмические истребители или АКИ (ASF) и омниистребители (OmniFighters). По весу делятся на лёгкие (5-45 тонн), средние (50-70 тонн) и тяжёлые (75-100 тонн). Список всех истребителей вселенной BattleTech можно посмотреть здесь.
Flamer (Огнемёт)
Обычно огнемёты используются против пехоты, потому что не очень эффективны против мехов. Также существуют тяжёлые огнемёты. В качестве горючего используется плазма реакторов ядерных двигателей или специальные зажигательные смеси (в машинных и тяжёлых огнемётах).
Freeborn (Вольнорожденный) / Free Birth (вольное рождение)
Индивидуум, рождённый женской особью естественным путём в результате неконтролируемого (случайного) спаривания. Так как Кланы очень высоко ценят свои евгенические программы, то у вольнорожденного индивидуума автоматически предполагается низкий потенциал к последующему развитию. Вольное рождение - эпитет, используемый вернорожденными членами касты воинов, обычно обозначающий отвращение или замешательство. В устах вернорожденного воина это является смертельным оскорблением, если адресовано другому вернорожденному.
Free Rasalhauge Republic (Свободная Республика Расалхаг), FRR (СРР)
Образовалась в 3034 году путём отделения от Синдиката Драконов Военного Округа Расалхаг, за что куритяне получили значительную военную и политическую поддержку от КомСтара, заодно образовав буферную зону между собой и лиранцами. После Тукайида включает всего 6 планет, где размещёны войска и персонал КомСтара. Свободной Республикой Расалхаг управляет Дом Магнуссона.
Free Worlds League (Лига Свободных Миров), FWL (ЛСМ)
Древнейшее государство Внутренней Сферы, с 2271 года управляемое Домом Марика.
FWLM (ВЛСМ)
Войска Лиги Свободных Миров.
G-------------------------------------------------------------------------
Gauss Rifle (Винтовка Гаусса)
Винтовка Гаусса использует несколько магнитов, чтобы разогнать снаряд в стволе. Хотя для её работы требуется много энергии, она выделяет очень мало тепла и развивает скорость вылета из ствола в 2 раза большую, чем любое обычное оружие. Стреляет железоникелевыми болванками. Учёные Лиги Свободных Миров разработали лёгкую версию с дальностью поражения до 750 метров. На боевых звездолётах устанавливается флотский вариант винтовки Гаусса.
Giftake (Гифтэйк)
Это образец ДНК, взятой от воина, с великой славой погибшего в бою. Гифтэйк подразумевает лучший образец ДНК воина, который скорее всего будет использован в производстве улучшенных воинов.
GPAF (ВСВП)
Вооружённые Силы Великой Периферии.
GPIS (СРВП)
Служба Разведки Великой Периферии.
Grand Council (Великий Совет)
Великий Совет - это орган, ответственный за управление Кланами в целом. Он состоит из собрания ханов, по 2 от каждого клана, и из ильХана (если он выбран). Его полномочия охватывают любые вопросы, затрагивающие более одного клана, и он также определяет общую политику потомков Керенского. Великий Совет служит как высший суд Кланов.
Grand Periphery Hegemony (Гегемония Великой Периферии), GPH (ГВП)
Новое государство Периферии, с 3060 года управляемое Домом Калдерона.
Great House (Великий Дом)
Одна из 5 династий, управляющих входящими в Звёздную Лигу государствами Внутренней Сферы. Их представители были Лордами Верховного Совета Звёздной Лиги, а после её распада в 2781 году стали Наследными Лордами. Вот эти Великие Дома:
House Davion (Дом Давиона),
House Kurita (Дом Куриты),
House Liao (Дом Ляо),
House Marik (Дом Марика),
House Steiner (Дом Штейнера).
Grenade Launcher (Гранатомёт)
Гранатомёт, устанавливаемый на мехе - это однозарядное оружие, используемое против пехоты. Может стрелять разделяющимися, дымовыми, заградительными и зажигательными боеприпасами.
Gyroscope, Gyro (Гироскоп)
С помощью нейрошлема гироскоп управляется чувством равновесия мехвариора и вращается, удерживая мех сбалансированным. Он имеет несколько улучшенных версий: экстралёгкую, сверхпрочную и компактную.
H-------------------------------------------------------------------------
Heat Control Systems (Системы контроля нагрева)
Охладители выводят избыток нагрева из техники, используя жидкий хладагент. Двойные охадители или "морозильники" в 2 раза эффективнее обычных, но занимают больше места. Также существуют лазерные и компактные охладители и охлаждающие модули, выпрыскивающие чрезвычайно сильный хладагент.
Hegira (Хегира)
Победившие воины клана изредка предоставляют привилегию хегиры побеждённым противникам. Хегира позволяет противнику с честью покинуть поле боя без дальнейшего сражения или ущерба.
HPG Communication (Гипер-импульсная связь)
Учёные Звёздной Лиги разработали оперативную систему связи между мирами, основанную на перемещении радиоволн в гиперпространстве. Для такой связи на планетах, спутниках, орбитальных станциях и на крупных космических кораблях используются гипер-импульсные станции (ГИС) разных типов.
I-------------------------------------------------------------------------
ilChi (ильЧи)
Посол-посланник, которого Клан Дух Крови направляет своим союзникам, называется ильЧи.
ilKhan (ильХан)
Военный лидер Кланов, избранный из членов Великого Совета. Также он служит арбитром между Кланами во времена кризисов, действуя властью Великого Совета. ИльХан наделён всесторонними полномочиями в военных вопросах, но они не абсолютны; он отвечает перед Великим Советом, а его полномочия ограничены вопросами, принадлежащими обычно Великому Совету. Обычно ильХан не может вмешиваться во внутренние события клана, поэтому в военных вопросах Кланы действют в значительной степени беспрепятственно.
Infantry (Пехота)
Внутренняя Сфера и Кланы используют два вида пехоты. Небронированная пехота обычно организовывается во взвода по 28 или по 21 человек. Бронепехота формируется из точек по 5 человек (Кланы) или из отделений по 4 человека (Внутренняя Сфера). Пехота бывает: пешая, моторизованная, прыжковая и бронепехота.
Inner Sphere (Внутренняя Сфера), IS (ВС)
Термин, исходно обозначавший обитаемые миры, присоединившиеся к Звёздной Лиге, разбросанные по сфере радиусом около 500 световых лет вокруг Терры, древней прародины человечества. Государства, владения и пиратские группировки, расположенные сразу за пределами Внутренней Сферы, называются Периферией. Когда Николай Керенский оставил Внутреннюю Сферу, он ушел в районы, лежащие за Периферией, в неизвестные области.
Inner Sphere Militares (Военные подразделения Внутренней Сферы)
Военные подразделения Внутренней Сферы в большей или меньшей степени следуют организации СОЗЛ. Из-за потерь в ходе Войн за Наследство государства Внутренней Сферы были вынуждены изменить состав их полков, и современная военная философия породила новые типы частей. Здесь приведён обзор стандартных вооружённых сил и их модификаций, возникших со временем.
Копьё и взвод - самые маленькие тактические части. Копьё состоит из 4 мехов или из 2-3 АКИ. Взвод состоит из 4-6 машин или из 3-5 отделений пехоты (12-28 человек). Отделение состоит из 7 пехотинцев или из 4 бронепехотинцев. Обычно используются несколько типов копий. Разведывательные копья используют лёгкую и быструю технику для проведения разведки. Ударные и копья преследования используют лёгкую технику для изнурения вражеских соединений. Боевые копья используются в боях и состоят главным образом из техники среднего веса. Копья поддержки используют тяжёлую и штурмовую технику, вооруженную дальнобойным оружием. Штурмовые копья используют штурмовую технику для разгрома противника. Охотничьи копья используют лёгкую и среднюю технику, чтобы уничтожать вражескую разведывательную технику. Копьём и взводом командует лейтенант.
Стандартная рота состоит из 3 копий (12 мехов). Во времена Звёздной Лиги использовались штурмовые роты из 4 копий (16 мехов). Рота истребителей называется эскадрилья и состоит из 2-3 копий АКИ (6 АКИ). Бронетанковая рота состоит из 2-3 взводов (10-15 машин). Пехотная рота состоит из 3-4 взводов (63-112 человек). Ротой обычно командует капитан.
Стандартный батальон состоит из 3 рот (36 мехов). Усиленный батальон состоит из 4 рот (48 мехов). Штурмовые батальоны Звёздной Лиги включали 4 роты по 4 копья (64 меха). Батальон истребителей называется крыло и состоит из 3 эскадрилий (18 АКИ). Усиленное крыло состоит из 4 эскадрилий (24 АКИ). Бронетанковый батальон называется эскадрон и состоит из 2-3 рот (30-45 машин). Пехотный батальон состоит из 3-4 рот (189-448 человек). Батальоном командует майор.
Стандартный полк в течение Третьей Войны за Наследство включал 3 батальона (108 мехов). Недавно большинству полков добавили командное копьё к каждому батальону или командную роту к полку (всего 120 мехов). Некоторые полки также включают дополнительную командную роту или командные копья батальонов (132 меха). Усиленный полк состоит из 4-5 батальонов (144-180 мехов). Усиленный полк с командными копьями батальонов включает 160-200 мехов. Усиленный полк с командными копьями батальонов и с командной ротой включает 172-212 мехов. С повышением оценки комбинированных войск некоторые государства присоединяют аэрокосмические, бронетанковые и пехотные батальоны к полкам мехов для поддержки главной силы. Такие полки не являются полковыми боевыми командами и используют части одной весовой категории. Полк истребителей состоит из 3 крыльев (54 АКИ). Бронетанковый полк состоит из 2-3 эскадронов (80-120 машин). Пехотный полк состоит из 3-4 батальонов (567-1792 человека). Полком командует полковник или подполковник.
Полковая боевая команда (ПБК) - комбинированная часть, состоящая из 1 полка мехов, 3 бронетанковых полков, 5 полков механизированной пехоты, артиллерийского батальона и аэрокосмического крыла под командованием маршала. ПБК - детище Хэнса Давиона, созданное перед Четвёртой Войной за Наследство. Имеются 3 типа ПБК. Базовая ПБК - объединение независимых полков, которые вместе воюют на поле битвы и ещё не выработали какой-любой тип сотрудничества. Стандартная ПБК Федеративного Содружества использует комбинированную тактику, которая позволяет всем её частям работать в унисон. Улучшенная ПБК сильно отличается от стандартной, поскольку это - полностью комбинированная часть, например, Дивизион КомСтара. Хотя эти части весьма малы, они легко расширяются.
Бригада состоит из 2-3 полков, обычно одного типа. Это самая большая линейная часть, используемая Наследными Государствами в настоящее время. Бригадой командует бригадир или бригадный генерал.
Дивизия состоит из 2-3 бригад (4-9 полков) и теперь используется редко. Большинство существующих дивизий - пехотные (7000-9000 человек). Дивизией командует генерал-майор.
Корпус состоит из 3-4 дивизий (12-27 полков). Такие части представляют огромную концентрацию военной мощи. Они были обычны во время Века Войны. После окончания Первой Войны за Наследство корпуса использовались редко (война за воссоединение Андуриена и операция "Партизан"). Корпусом командует генерал-лейтенант.
Армия состоит из 3 корпусов (36-81 полк) и является самой большой используемой группировкой войск. Государства Внутренней Сферы редко имеют больше одной армии современных частей. Во время расцвета Звёздной Лиги в СОЗЛ было 54 армии. Армией командует фельдмаршал.
Группа армий - нестандартное подразделение, состоящее из 2-5 армий (72-405 полков). Использовалась только во время Войны Воссоединения и войны против узурпатора Амариса. Группой армий командует старший маршал.
Космические силы Внутренней Сферы сейчас лишь тень того, чем они были раньше. С исчезновением их боевых звездолётов и включением большинства их аэрокосмических сил и шаттлов в армию, космический флот располагает фактически небольшой силой. Состав космических флотов Наследных Государств следует этой основной схеме.
Флотилия (5 кораблей) наиболее часто назначаемая в патруль или эскорт. Обычно состоит из рейдеров, корветов и эсминцев. Флотилией командует подкомандор.
Оперативное соединение (25 кораблей) используется как эскорт для больших транспортных групп. Основные используемые корабли - эсминцы, фрегаты и крейсеры с корветами для пикетов. Оперативным соединением командует командор.
Боевая группа (50 кораблей) используется, когда ожидается тяжёлое флотское сопротивление. В основном она состоит из фрегатов, крейсеров и тяжёлых крейсеров при поддержке линейных крейсеров и экраном эсминцев. Боевой группой командует контр-адмирал.
Флот (около 100 кораблей) используется для уничтожения космических сил противника. Содержит корабли всех классов, включая линкоры, ультимативное выражение военной мощи. Флотом командует адмирал.
Перед Войнами за Наследство подразделения аэрокосмических истребителей и штурмовых шаттлов играли большую роль в космической войне, поскольку боевые звездолёты того времени несли мало защиты от истребителей. Они были организованы следующим образом.
Стандартное копьё истребителей состоит из двух АКИ одного типа, им командует лейтенант эскадрильи. Один шаттл составляет копьё шаттлов, им командует капитан.
Эскадрилья включает 3 копья (6 АКИ) или 3 шаттла. Эскадрильей командует лидер эскадрильи или лидер группы.
Крыло включает 3 эскадрильи (18 АКИ) плюс командное копьё (всего 20 АКИ или 10 шаттлов). Крылом командует лидер крыла или командир группы.
Полк включает 3 крыла (60 АКИ или 30 шаттлов). Это самое большое подразделение шаттлов. Полком командует командир полка или полковник группы.
Секция состоят из 3 полков (180 АКИ), ей командует лидер секции.
Лётная группа состоит из 3 секций (9 полков), ей командует капитан группы.
Лётный корпус состоит из 3 лётных групп (27 полков), им командует воздушный вице-маршал.
Воздушное соединение состоит из 3 лётных корпусов (81 полк), им командует воздушный маршал.
ISF (ВВБ)
Войска Внутренней Безопасности (Дом Куриты).
Isorla (Изорла)
Трофеи битвы, на которые воины могут объявить свои права, включая связанных, известны как изорла.
J-------------------------------------------------------------------------
JumpShip (Прыгун, Т-корабль)
Прыгун - это транспортное средство для межзвёздных перелётов. Впервые разработан в XXII столетии учёными Терры. Внешний вид: длинный, узкий корпус двигательного отсека, заканчивающийся парусом в виде гигантского зонтика диаметром около километра. Прыгун способен мгновенно перемещаться из одной точки пространства в другую. Выпрыгнув в Евклидово пространство, прыгун не может покинуть его до тех пор, пока не пополнит запасы энергии для двигателя Керни-Фушида.
Гигантский парус прыгуна сделан из особого металла, способного поглощать и накапливать электромагнитное излучение ближайшей звезды. После того как парус накопил достаточное количество энергии, он передаёт её в двигательный отсек, где энергия преобразуется в особое поле, искривляющее и свертывающее пространство вокруг прыгуна. Мгновение спустя он переходит в гиперпространство и появляется в другом месте, покрывая при этом расстояние около 30 световых лет.
Поле, искривляющее пространство, называется полем Керни-Фушида. Именно его открытие и проложило человечеству дорогу к звёздам. Прыгуны несут противометеоритное оружие и неспособны воевать с вооружёнными звездолётами. Сотни лет прыгуны Внутренней Сферы были имунны к опасностям войны из-за дороговизны и долгого времени их производства, поэтому их предпочитали захватывать, а не уничтожать. Прыгуны никогда не садятся на планеты и крайне редко заходят внутрь планетных систем. Межпланетные перелёты осуществляются шаттлами - небольшими судами с ядерными двигателями, находящимися на прыгуне во время прыжков. Список всех прыгунов вселенной BattleTech можно посмотреть здесь.
K-------------------------------------------------------------------------
Keshik (Кешик)
Кешик представляет собой комбинацию гвардии и командного подразделения и обычно служит хану. По традиции хан командует кешиком, но на практике ежедневные вопросы рассматривает звёздный полковник. Кешик варьируется в размере от тринария до кластера. Все воины рассматривают службу в нём высшей честью, которую они могут принести их клану.
Khan (Хан)
Каждый клан избирает двух руководителей или ханов. Один служит военным и административным руководителем клана. Должность второго хана является менее определённой. Он является вторым по званию, выполняя обязанности, назначенные первым ханом. Во время большой внутренней или внешней угрозы, а также, когда требуются совместные действия всех Кланов, избирается главный координатор Кланов - ильХан.
Kindraa (Киндраа)
Военно-политическая фракция Клана Огненного Мандрилла, состоящая из одного или нескольких Домов Крови.
Kurultai (Курултай)
Курултай - это военный совет клана. Большой Курултай - это военный совет ханов всех Кланов. Только ильХан может созывать Большой Курултай в любое время или в любом месте. С другой стороны, обычный Большой Совет может созываться только петицией трёх или больше Кланов и должен проводиться в Зале Ханов на Стране Мечты.
L-------------------------------------------------------------------------
LAAF (ВСАЛ)
Вооружённые Силы Альянса Лиры.
Laser (Лазер)
Лазер (Light Amplification by Stimulated Emission of Radiation, LASER) способен концентрировать мощнейший поток теплового излучения на малой площади поверхности. Лазеры бывают: микро, малые, средние и большие. Также они имеют улучшенные версии: дальнобойные (ДБ), импульсные, ДБ-импульсные, Х-импульсные и тяжёлые. Кроме станковых боевых лазеров, существуют ручные и переносные модификации. Помимо использования лазера как оружия, он находит применение в различных системах связи, локации и наведения. Для этого используются маломощные лазеры. На боевых звездолётах устанавливаются флотские варианты лазеров.
LCAF (ВССЛ)
Вооружённые Силы Содружества Лиры.
LIC (КРЛ)
Корпус Разведки Лиры (Дом Штейнера).
Long-Range Missiles (Ракеты дальнего действия), LRM (РДД)
Используются для поражения удалённых объектов и целей вне пределов прямой видимости. РДД обеспечивает поражение цели на расстоянии до 630 метров и несёт боеголовку, в 2 раза менее мощную, чем у РБД. РДД подразделяются по количеству пусковых установок: РДД-5, РДД-10, РДД-15 и РДД-20. Существуют следующие варианты РДД: Громобой, мортира и дальнобойные РДД (ДБ РДД). Кроме обычных, боеголовки РДД бывают самонаводящиеся, полунаводящиеся, теплонаводящиеся, антирадарные, магнитно-импульсные, бронебойные, кислотные, зажигательные, осветительные, разделяющиеся, осколочные, дымовые и с минами.
Loremaster (Хранитель закона)
Хранитель закона следит за исполнением законов и сохранением истории клана. Эта почётная и политически влиятельная должность. Хранитель закона играет ключевую роль в расследованиях и испытаниях, где он часто назначается на роль адвоката или дознавателя. Хранитель закона также ответственен за запись эпической истории клана - Предания. Каждый клан должен иметь выбранного хранителя закона и Предание.
Lyran Alliance (Альянс Лиры), LA (АЛ)
Новое государство Внутренней Сферы, с 3057 года управляемое Катериной Штейнер-Давион.
Lyran Commonwealth (Содружество Лиры), LC (СЛ)
Государство Внутренней Сферы, с 2341 по 3028 годы управляемое Домом Штейнера.
M-------------------------------------------------------------------------
Machine Gun, MG (Пулемёт)
Крупнокалиберные станковые пулемёты используются против пехоты, потому что неэффективны против мехов. Они имеют лёгкий и тяжёлый варианты. Пехотинцы используют переносные и ручные пулемёты, которые гораздо менее эффективны, чем станковые.
Maskirovka (Маскировка)
Служба разведки Дома Ляо.
Master Codex (Главный кодекс)
Главный кодекс - это главный файл плана размножения клана. Он содержит записи карт ДНК и названия кодексов каждого воина, рождённого за столетия.
MechWarrior (Мехвариор), Warrior (воин)
Воин, управляющий мехом и сражающийся на нём. Кланы улучшают своих воинов генетическим путём.
Medium-Range Missiles (Ракеты среднего действия), MRM (РСД)
РСД разработаны учёными Синдиката Драконов для покрытия нужды в дешёвом, быстро производимом оружии, которое могли бы использовать новобранцы Синдиката. РСД - это ненаводящиеся ракеты, используемые по принципу "выпустил и забыл". Отсутствие системы наведения позволило увеличить дальность стрельбы до 450 метров, по сравнению с РБД, и количество пусковых установок до 40, по сравнению с РДД. РСД подразделяются по количеству пусковых установок: РСД-10, РСД-20, РСД-30 и РСД-40.
MIIO (МРИО)
Министерство Разведывательных Исследований и Операций (Дом Давиона).
Missile Guidance Systems (Системы управления ракетами)
Хотя ракеты - очень грозное оружие, они редко попадают всем залпом. Для повышения точности стрельбы РБД и РДД используются различные системы управления ракетами. Система контроля огня Артемиз IV подсвечивает цель инфракрасными лучами и с помощью радиолучей корректирует полёт ракет. Недавно разработан её усовершенствованный вариант - Артемиза V. Ракетный маяк НАРК прикрепляется к цели и посылает сигнал ракетам, которые могут на него наводиться. Для него разработаны специальные боезапасы: разрывные и бола, которые могут запутывать конечности мехов цепями. Система целеуказания (СЦУ) - это маленькое лазерное устройство, подсвечивающее цель для точного наведения ракет Стрела IV и полунаводящихся РДД.
N-------------------------------------------------------------------------
Naval Missiles (Флотские ракеты)
Боевые звездолёты используют 4 типа флотских ракет: маленькую и быструю Барракуду, большие Белую Акулу и Кита-убийцу, а также медленного и смертоносного Кракена. Артиллерийский офицер звездолёта может управлять всеми ими дистанционно. Пусковая установка АР-10 может стрелять всеми типами флотских ракет.
O-------------------------------------------------------------------------
Oathmaster (Хранитель клятвы)
Хранитель клятвы - это противоположность хранителя закона в традиции клана. Должность имеет аналог во Внутренней Сфере - оружейный сержант, но представляет собой более респектабельное значение. Хранитель клятвы засвидетельствует все клятвы, а хранитель закона записывает их. Обычно должность хранителя клятвы занимает старейший воин клана, имеющий Имя Крови (если он желает этой чести), а сама должность является одной из немногих в Кланах, не завоевываемых в битве.
Ognefir (Огнефир)
Клановский крепкий алкогольный напиток.
OvKhan (ОвХан)
Этот термин почтительного обращения к кому-либо более высокого ранга.
P-------------------------------------------------------------------------
Particle Projector Cannon (Пушка-проектор частиц), PPC (ППЧ)
ППЧ представляет собой магнитный ускоритель, стреляющий высокоэнергетическими зарядами протонов или ионов, наносящих повреждения мощной ударной волной и высокой температурой. ППЧ является наиболее эффективным из доступных для мехов видов оружия. Он имеет дальнобойную версию (ДБ ППЧ), которая выделяет в 1,5 раза больше тепла.
Periphery (Периферия)
Обширные области пространства, частью исследованные, частью - нет, прилегающие к границам Внутренней Сферы. Первоначально Периферия заселялась колонистами с Терры. Во время распада Звёздной Лиги эти области особенно сильно пострадали от технологического, политического и экономического кризиса, охватившего территории Лиги, что привело к значительному сокращению населения планет Периферии вплоть до того, что некоторые области практически обезлюдели. В настоящее время Периферия является убежищем пиратских королей, феодалов, плантаторов и людских отбросов Внутренней Сферы.
Physical Weapon (Физическое оружие)
Некоторые мехи Внутренней Сферы в ближнем бою используют разнообразное физическое оружие, к которому относятся: булавы, дубины, клешни, когти, мечи, пилы и топоры. Кланы считают ближний бой бесчестным и физическое оружие не разрабатывают.
Pilot (Пилот)
Воин, управляющий обычным или аэрокосмическим истребителем и сражающийся на нём. Кланы улучшают своих пилотов генетическим путём.
Powless (Немощь)
Немощь - это уязвимость воина, особенно элементала, чувствуемая, когда он вынужден сражаться без привычного оружия. Скорее всего, этот термин произошёл от слова "бессилие" (powerless).
Q-------------------------------------------------------------------------
Quiaff (Квиафф) / Quineg (квинег)
Это клановские выражения, используемые в конце риторического вопроса. Если ожидается утвердительный ответ, то используется "квиафф". Если ожидается отрицательный ответ, то "квинег" будет правильным завершением вопроса.
R-------------------------------------------------------------------------
Ransom (Выкуп)
Обычай клана предписывает, чтобы воин, успешно прошедший испытание, вознаграждался бы кланом каким-нибудь подарком. В зависимости от успеха воина в ходе испытания выкуп может варьироваться от права выбрать тип оружия, который он будет использовать как воин, до права командования особым подразделением. Когда хан Наташа Керенская вернулась из Внутренней Сферы и повторно выдержала испытание положения, ильХан Ульрик Керенский наградил её правом сформировать 13-ю Гвардию Волков.
Rede (Рид)
Одна из многих форм чести в Кланах, рид - это обещание чести. Нарушение рида может караться смертью.
Remembrance, The (Предание)
Предание - это эпическая поэма клана, содержащая историю клана, начиная со времён Исхода из Внутренней Сферы и до настоящего времени. Предание постоянно расширяется, включая в себя современные события. Каждый клан имеет слегка различную версию Предания, отражающую их собственное мнение и опыт. Все воины клана могут по памяти процитировать целые строфы из этого изумительного эпоса. Отрывки из этой книги часто можно увидеть красиво нарисованными на боках омнимехов, истребителей и даже на бронекостюмах.
Ristar (Ристар)
Этот термин обозначает особо одарённого воина на его пути к высокой должности. Возможно он произошёл как сокращение от "восходящей звезды" (rising star).
RK (КА)
Королевская Армия (Дом Магнуссона).
ROM (РОМ)
Служба разведки КомСтара.
RRIB (КРБР);
Королевское Разведывательное Бюро Расалхага.